Обработка шлицевых поверхностей
Серийная обработка шлицевых поверхностей осуществляется главным образом в ходе создания станковых, автомобильных, тракторных конструкций, которые содержат соединенные зубчатыми впадинами втулочные стержни и валы.
Шлицевая поверхность характерна для металлических сопряжений подвижного и неподвижного типа.
По назначению и условиям применения шлицы должны быть:
- шероховатыми;
- точными;
- иметь установленные физические и химические свойства.
Шлицевые детали обеспечивают бесперебойную передачу вращающегося момента в моторах транспорта и промышленного оборудования. Создание сопряжения вала и втулок достигается путем центрирования.
Центрирование сопряженных деталей шлицевой конструкции может осуществляться
по внешнему (рис. 2, а) и по внутреннему (рис.2, б) поперечному сечению валового выступа, а также по бокам шлица (в).
Разновидности отделки шлицевых поверхностей
Обработка шлицевых поверхностей снаружи и внутри осуществляется на фрезерных, шлифовальных, обкаточных станках.
На этом оборудовании происходят следующие операции:
- деление;
- обкатка;
- фрезеровка;
- шлифовка;
- накатывание;
- протягивание;
- строгание.
Процесс деления шлицев совершают с помощью набора фасонных фрез. Данный способ используется также при шлифовке наружного шлицевого соединения. Деление осуществляют на шлицефрезерном станке, оборудованном устройствами точного разделения, что за каждым двойным ходом оборачивают детали с целью отделки последующего шлица.
Обработка шлицевых поверхностей обкаткой совершается путем нарезания однозаходным червячным инструментом на шлицефрезерном станке.
При этом профильный характер фрезы с отделываемой деталью формирует шлицы нужной формы и габаритов (рис. 3). В этот способ получают шлицевые соединения прямоугольного эвольвентного и треугольного типа. В отличие от деления метод обкатки в большей степени быстрый и производительный.
Фрезерование применяется для отделки поверхности внутри и снаружи шлицевого сопряжения в крупносерийных и мелких производствах. Методики отличаются высокой продуктивностью, экономичностью.
Зубчатые поверхности закаленного вала, которые были центрированы по внешней линии, подвергаются обработке фрезой с оставлением припуска на шлифовку боков.
Шлицы у незакаленных валов подвергают только чистовому окончательному шлифованию и фрезерованию внешней поверхности.
Зубчатые боковые линии валов, центрируемых по внутренней линии, наносятся в последовательности:
- Фрезеровка с припусками под шлифовку.
- Формирование канавок для выезда диска при шлифовке центрируемой поверхности внутреннего сечения.
- Чистовая шлифовка боков и внутренней поверхности после термического обрабатывания.
Фрезой невозможно нанести ряды зубцов на вал, который деформировался после воздействия высокой температуры рабочей среды, поэтому производят шлифование шлицев.
Внутренние поверхности шлицевых сопряжений в большинстве случаев обрабатываются с помощью комбинированных протяжек. Ими можно шлифовать детали невысокой твердости перед термическим воздействием.
Больше о технологиях обработки шлицевых поверхностей металла можно узнать на ежегодной выставке «Металлообработка».
Обработка криволинейной поверхностиОбработка фасонных поверхностей
Обработка торцевых поверхностей